Программа воспитания НОО

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа является обязательной частью основной образовательной
программы начального общего образования.
В центре программы воспитания Муниципального общеобразовательного учреждения
«Захаровская средняя общеобразовательная школа № 2» (далее МОУ «Захаровская СОШ
№ 2») муниципального образования – Захаровский муниципальный район Рязанской
области находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС НОО,
формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира.
Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС НОО, ООО, СОО:
 формирование у обучающихся основ российской идентичности;
 готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
 ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное
участие всоциально-значимой деятельности.
Рабочие программа воспитания МОУ «Захаровская СОШ № 2» включает в себя четыре
основных раздела:
- Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса;
- Раздел «Цель и задачи воспитания»;
-Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором содержатся инвариантные
модули: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности»,
«Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация» и вариативные модули:
«Ключевые общешкольные дела», «Школьные СМИ», «Детские общественные
объединения». Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их
значимостью в системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогов
образовательных организаций в рамках комплекса модулей направлена на достижение
результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
- Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Рабочая программа воспитания является открытым документом, что предполагает
возможность внесения в нее изменений по причинам, связанным с изменениями во
внешней или внутренней среды школы.

2

РАЗДЕЛ 1.
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Процесс воспитания в МОУ «Захаровская СОШ № 2» основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка принахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность
воспитания как условия
его эффективности.
Основные традиции воспитания в МОУ «Захаровская СОШ № 2»:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный
анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в
них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
МОУ «Захаровская СОШ № 2» - сельская немногочисленная школа, объединяющая в
себе базовую школу и филиал «Елинский детский сад». Вблизи школы расположен
сельский ДК и библиотека, многоэтажные жилые дома, магазины.
Школа имеет свой сельскохозяйственный участок, спортивную площадку.

3

РАЗДЕЛ 2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МОУ
«Захаровская СОШ № 2» - личностное развитие школьников, проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (социально значимых знаний);
- их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их
социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Воспитание мы понимаем как целенаправленное управление развитием личности
ребенка, осуществляемое в учебной и внеучебной деятельности.
Управление процессом развития личности имеет диалоговый характер, является не
столько воздействием субъекта на объект, сколько взаимодействием сторон.
Целевым приоритетом на уровне начального общего образования является создание
благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного
возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе
школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного
статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции
задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции
поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых
отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел
и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них
относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнятьпосильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
4

уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
Выделение в общей цели воспитания младших школьников целевых
приоритетов, связанных с их возрастными особенностями, не означает
игнорирования других составляющих общей цели воспитания.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать
решение следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения
и анализа вшкольном сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать
их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
обучающимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественныхобъединений и организаций;
- организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать
ихвоспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников,
что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
обучающихся.
-

5

РАЗДЕЛ 3.
ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор
календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в
единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа
детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную
позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает
преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий,
организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
• социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума.
• открытые дискуссионные площадки - регулярно организуемый комплекс
открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских,
совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки
и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых
обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы,
касающиеся жизни школы, села, страны.
• проводимые для жителей села Елино и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают
их в деятельную заботуоб окружающих.
На школьном уровне:
• общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и
педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
• торжественные ритуалы для первоклассников «Посвящение в первоклассники и
пешеходы».
• капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с
элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и
учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения,
способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ
школы.
• церемонии награждения м л а д ш и х школьников и педагогов за активное участие
в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной
активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между
педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к
другу.
• другие мероприятия.
6

На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на
уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы
стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.

3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
• организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в
них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися
класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в
обществе;
• проведение классных часов, как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к
личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
• сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе
дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
• выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
7

освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение
за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями,
а также (при необходимости) - со школьным психологом.
• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.
• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение
ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют
их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи.
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на
себя ответственностьза то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
• регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по
ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов
между учителями и учащимися;
• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
• привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной,
отличной от учебной, обстановке;
• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
• регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей,
о жизни класса в целом;
• помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями- предметниками;
• организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
обучения их детей;
• привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
• организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.

8

3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
В реализации внеурочной деятельности принимают участие классные
руководители, учителя - предметники, библиотекарь, педагоги дополнительного
образования, старшая вожатая. Внеурочная деятельность организуется по пяти
направлениям развития личности:
• спортивно – оздоровительное;
• социальное;
• общеинтеллектуальное;
• общекультурное;
• духовно – нравственное.
Реализуется исходя из установленных нормативов бюджетного финансирования
реализации образовательных программ в объеме 5 часов внеурочной деятельности в
неделю.
Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий учащихся и их
родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки,
секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады,
конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные
практики и т.д.
На практике при проектировании и реализации направлений внеурочной
деятельности выявляются проблемы:
- перегруженность учителей –предметников аудиторной нагрузкой, что не позволяет
полноценно привлекать необходимых специалистов к реализации внеурочной
деятельности;
- низкая мотивация педагогов к реализации внеурочной деятельности (объясняется
высокими требованиями (разработка рабочих программ, большая затрата времени
на подготовку и проведение внеурочного занятия, организация и осуществление
мониторинга формирования универсальных учебных действий и др.), и низким, по
сравнению с урочной деятельностью, материальным вознаграждением);
- недостаточность
технических
средств
обучения
и
информационнокоммуникативных технологий для обеспечения разнообразия выбора курсов
внеурочной деятельности;
- недостаточная методическая подготовка педагогов.
Возможные пути решения проблем:
- проведение мониторинга выбора направлений учащимися школы, выявление
реальных образовательных запросов с целью обеспечения выбора направлений
внеурочной деятельности, эффективных для образовательного учреждения,
интересных для учителя и учащихся;
- привлечение к реализации курсов внеурочной деятельности социальных партнеров,
взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, учреждениями
культуры и спорта (сетевая форма взаимодействия);
- организация режима занятий с элементами нелинейного расписания;
- расширение образовательного пространства, использование форм реализации
внеурочной деятельности, активизирующих интерес учащихся: экскурсии,
встречи, викторины, соревнования, игры, круглые столы, проекты, коллективно –
творческие дела и др.;
- проведение мастер – классов, семинаров, круглых столов, обобщения опыта для
повышения методической компетенции педагогов при проектировании и
реализации курсов внеурочной деятельности.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит
врамках следующих выбранных младшими школьниками ее видов.
9

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
передачу младшим школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их
гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации младших школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и
умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения младших школьников к
культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие коммуникативных компетенций младших школьников, воспитание у них
культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и
отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на воспитание у младших школьников любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников,
формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие младших школьников, развитие их ценностного
отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы
воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие
творческих способностей младших школьников, воспитание у них трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала младших школьников, развитие у
них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
• установление доверительных
отношений
между
учителем
и
его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
10

•

•
•
•

проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического
театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов,
что
даст
школьникам
возможность
приобрести
навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку
учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление.
На уровне школы:
• через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и
принятия административных решений, затрагивающих их права и законные
интересы;
• через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
• через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех
или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы
класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб
творческих дел);
• через организацию
на
принципах
самоуправления
жизни
детских
11

групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую
через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
• через реализацию младшими школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатнымирастениями и т.п

3.6. Модуль «РДШ».
1. Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание подрастающего
поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию
досуга и занятости школьников. Участником школьного отделения РДШ может стать
любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об
участии в проектах РДШ. РДШ развивает социальную направленность личности
обучающегося, привлекает школьников к различным видам активности, формирует
благоприятный микроклимат для детей в школе, семье, ближайшем социальном
окружении. Воспитание в РДШ осуществляется через направления:

Личностное развитие – участие в городских, региональных или российских
творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям
возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе
такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и
слышать других; на популяризацию профессий направлены уроки «ПроеКТОрия»; любовь
к здоровому образу жизни прививается на соревнованиях «Веселые старты», ГТО;

Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных
Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и
десанты; оказывают посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную
работу с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и
развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в
благоустройстве территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность
получить социально значимый опыт гражданского поведения.

Военно-патриотическое направление – деятельность отрядов Юнармии, юных
инспекторов правил дорожного движения (ЮИД) и т.д.

Информационно-медийное направление - объединяет ребят, участвующих в
работе школьных редакций, детского радио; создании и поддержке интернет-странички
школы и РДШ в соцсетях, организации деятельности школьного пресс-центра, в рамках
Всероссийской медиа-школы они учатся писать статьи, собирать фотоматериалы, вести
блоги и сообщества в соцсетях.
Основными формами деятельности членов РДШ являются:
 участие в днях единых действий (ДЕД) и в совместных социально значимых
мероприятиях;
 коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших;
 информационно-просветительские мероприятия;
 разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся;
 организация наставничества «Дети обучают детей» и др.

3.7. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация»
12

включает в себя профессиональное просвещение младших школьников; консультации
психолога по вопросу способностей, склонностей; организацию знакомства младших
школьников с профессиями в игровой форме.
Виды и формы деятельности:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника
к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной младшим школьникам
профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия деревни, района, области, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих
эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков;
- индивидуальные консультации психолога для младших школьников и их родителей
по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных
особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.

3.8. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или
законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и
форм деятельности:
На групповом уровне:
Общешкольный родительский собрание, Управляющий совет школы,
участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и социализации их детей;
семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям
площадку для совместного проведения досуга и общения;
родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением
специалистов;
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в

13

школе;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и
советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным
творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы,
а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.

14

РАЗДЕЛ 4.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

-

-

-

-

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательнойработы в школе, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам,
реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов
на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и
педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников - это
результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса
могут быть следующие.
Направление 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете
школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
- какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников
удалось решить за минувший учебный год;
- какие проблемы решить не удалось и почему;
- какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическомуколлективу.
Направление 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности
детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом школьников и родителями, хорошо знакомыми с

деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их
анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, с качеством:
- проводимых общешкольных ключевых дел;
- совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- организуемой в школе внеурочной деятельности;
- реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- существующего в школе ученического самоуправления;
- функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
- профориентационной работы школы;
- работы школьных медиа;
- организации предметно-эстетической среды школы;
- взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы на уровне
начального общего образования является перечень выявленных проблем, над которыми
предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это
управленческих решений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(49153) 95-2-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».